Альманах "Присутствие"
 Альманах акбар!
№  4  (14)
от 22.12.2000        до 22.03.2001

 

 

 

             Вадим Пугач

             ПО ПРИЗНАКУ ТВОРЧЕСТВА

 

            Для того, чтобы собрать нескольких поэтов под одной обложкой, существуют разные поводы. Сборник может быть тематическим, авторы могут принадлежать к одному направлению, возрасту, полу или объединиться по какому-то другому принципу. Семь авторов "Амфитеатра", насколько я мог заметить, разнополы, разновозрастны и разнообразны в плане творчества. В таких изданиях есть определенный риск, иногда оправданный.*

            Несколько слов о каждом поэте.

            Владимир Лавров принадлежит к поколению семидесятников. Несмотря на отсутствие кое-где знаков препинания, его трудно отнести к андеграунду (стихи слишком собраны, обязательны - я выделил бы "Балладу о любви"). Впрочем, столь же трудно отнести Лаврова и к какой-то определенной традиции. Судя по разнообразию подборки, поэт не останавливается на чем-то ему самому очевидном, но активно меняется.

            Очень талантлива и более последовательна в своей лирике Юлия Ламская. В ее подборке легко найти массу прелестных строк и образов (чего стоят только "фавнята, ночующие под снегом"). За несколько последних лет ее стихи стали более ясными, утрачивая понемногу расплывчатость "женской" лирики.

            В свое время покойная Н.М. Слепакова ругала (и совершенно справедливо) стихи юного Дмитрия Коломенского. Поэт повзрослел - и, сосбственно, стал поэтом. Великолепное стихотворение "Сквер слепяще-зеленый...", на мой взгляд - лучшее тому подтверждение.

            Стихи Илоны Якимовой, пожалуй, могут нравиться. Впрочем, боюсь, как бы псевдоцветаевская интонация не подвела молодую поэтессу в будущем: интонационные претензии пока не совпадают с эстетическим результатом.

            Примерно то же можно сказать о Михаиле Богуше, попавшем в область могучего притяжения И. Бродского. Но и И. Якимова и М. Богуш так еще молоды, у них еще в такой степени все впереди, что нам, читателям, остается только ждать, а им, поэтам, расти.

            Ярко заявляет о себе Анна Беляева. Ее стихи не лишены недостатков, но густая смесь мифологии и философии с молодым и острым ощущением жизни производит сильное впечатление.

            В подборке Александра Бутягина. хочется отметить стихотворение "Охота", в котором присущий автору "брутальный" романтизм удачно сочетается с исполнением. К сожалению, во многих случаях Бутягина подводит недостаток поэтической техники, однако это как раз то, что легче всего устраняется.

            Возвращаясь к мысли о рискованности совмещения столь разных авторов по уровню авторов в одной книге, скажу напоследок что кое-что общее у них все же просматривается: все они заняты творчеством и по этому признаку и объединены.

 

_______________________________________________________________

*   На самом деле, объединяющий принцип у этой книги есть. Все участники сборника - жители (или в недавнем прошлом жители) русского Эльсинора - города Гатчина. И все они посещали в свое время одно и то же ЛИТО, что частично отразилось и на творческой манере. Кроме того, почти все авторы "стартовали" в середине 90-х. В состав журнальной публикации вошла, естественно, только часть текстов и иллюстративного материала. (прим. редакции)